Банк звонит на работу должник, законно ли это?

Практика осуществления звонков кредитными специалистами или представителями службы безопасности (СБ) банка на работу заемщикам при наличии задолженности весьма распространена. Законно ли это?

Почему банки звонят на работу?

Основанием для телефонных звонков на работу являются:

  • анкета и/или заявление на получение кредита с указанием разных контактов заемщика, включая рабочие;
  • пункт, внесенный в кредитный договор, разрешающий банку собирать и использовать любую персональную информацию;
  • отдельное (или включенное в анкету) согласие на работу и передачу таких данных сторонним лицам.

Какую информацию банк не вправе разглашать при телефонном общении с работодателем должника? Почему?

Ничего, что касается состояния счета (а заем также относится к категории личной финансовой информации клиента), его объема, сроков получения/погашения кредита, величины просроченной задолженности и т.п. кредитная или небанковская организация не может озвучивать ни одному представителю работодателя.

Законодательная основа

Правовой фундамент для этого следующий:

  • ст. 857 (п.1) ГК РФ;
  • закон, регламентирующий деятельность банков (ст. 26);
  • конституция РФ в части права на неприкосновенность личных данных и жизни (ст.23);
  • закон № 152-ФЗ (защита персональных данных), ст.7;
  • трудовой Кодекс РФ (ст. 88).

Что делать при нарушениях со стороны банка?

Представители банковских учреждений также не вправе «намекать» на финансовые проблемы, негативную кредитную историю должника. Или приписывать ему «желание» решить свои сложности за счет организации-работодателя (махинации, хищения, взятки) и пр. Это уже основание не только для составления заявления о неправомерных действия в прокуратуру, управление ЦБ или Роспотребнадзор (как в случае раскрытия информации по кредиту), но и для уголовной ответственности (статьи 128.1, 183 ч.2 и 137 УК).

На какую информацию банк вправе рассчитывать при звонке на место работы клиента с задолженностью?

Только ту, которая касается трудовой деятельности человека (работает/уволен, формат трудоустройства и пр.). При этом работодатель имеет все основания отказать в предоставлении банку/коллекторам любой информации без какой-либо мотивации.

Что делать, если звонки на работу должнику носят активный и частый характер?

Настойчивое и регулярное требование даже такой разрешенной информации, а также частые телефонные переговоры банка с заемщиком в рабочее время работодатель может расценивать как нарушение трудового режима, норм корпоративной этики и пр.

Это может стать действенным инструментом в борьбе с такой телефонной настойчивостью банка. Достаточно заявления от компании в управление банка или соответствующие инстанции. Поможет также запись телефонных переговоров или привлечение коллег в качестве свидетелей (громкая связь или общение с ними) того, как именно осуществлялся звонок, что говорили сотрудники банка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи: